Главная \ Что такое инструкция по охране труда? \ Сборник инструкций по охране труда \ Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

ИНСТРУКЦИЯ № 
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ 
ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ


1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на легковом автомобиле допускаются лица, прошедшие: 
вводный инструктаж; 
инструктаж по пожарной безопасности; 
первичный инструктаж на рабочем месте; 
инструктаж  по   электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автомобиля допускаются лица,  имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта,  не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии,  достигшие 18 летнего возраста. 
1.2. Водитель должен проходить: 
повторный  инструктаж  по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца; 
внеплановый инструктаж:  при изменении технологического процесса или правил по охране труда,  замене или  модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ,  к  которым  предъявляются  повышенные требования безопасности - 30 календарных дней); 
диспансерный медицинский осмотр – согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03. 1996 . 
1.3. Водитель обязан: 
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии; 
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности; 
соблюдать требования к эксплуатации автомобиля; 
использовать  по  назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты. 
1.4. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен  определенный  легковой   автомобиль приказом по предприятию. 
1.5. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией транспортного отдела. 
1.6. Водитель должен: 
уметь оказывать первую (доврачебную)  помощь пострадавшему при несчастном случае; 
иметь на машине  медицинскую  аптечку  оказания  первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения; 
выполнять  только  порученную работу и не передавать ее другим без разрешения  начальника АХО; 
во время работы быть внимательным,  не отвлекаться и не отвлекать других,  не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе; 
содержать рабочее место в чистоте и порядке. 
1.7. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу,  курить,  отдыхать только в  специально отведенных для этого помещениях и местах.  Пить воду только из специально предназначенных для этого установок. 
1.8. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях  на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу  на  автомобиле. 
1.9. При обнаружении загорания или в случае пожара: 
остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов; 
приступить к тушению пожара имеющимися  первичными средствами пожаротушения в соответствии  с  инструкцией  по пожарной безопасности.  При угрозе жизни - покинуть помещение. 
1.10. При  несчастном  случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или  начальнику цеха,  принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих. 
1.11. За невыполнение требований безопасности,  изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству. 
1.12. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель легкового автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев) 
1.13. Основными опасными и вредными производственными  факторами являются: 
движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля; 
горячие поверхности двигателя,  системы охлаждения, глушителя и т. п. 
отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов; 
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду,   застегнув ее на все пуговицы,  волосы убрать под головной убор. 
2.2. Внешним  осмотром убедиться в полной исправности автомобиля и проверить: 
техническое состояние автомобиля  обращая особое внимание на исправность шин,  тормозной системы,  рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистители, на правильную установку зеркала заднего вида,  чистоту и видимость номерных знаков и дублирующих их надписей,  а также отсутствие подтекания топлива, масла и воды. 
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами; 
наличие исправного инструмента и приспособлений; 
заправку автомобиля топливом, маслом, водой,  тормозной жидкостью и уровень электролита в аккумуляторной батарее. 
2.3. Пуск непрогретого  двигателя производить  с помощью пусковой рукоятки при нейтральном положении  рычага  коробки передач.  Брать  рукоятку в обхват или  применять какие-либо 
рычаги, действующие на нее, не допускается. 
2.4. После запуска  или прогрева двигателя необходимо проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов,   работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а  также звуковой сигнал. 
2.5. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела. 
2.6. Заправку автомобиля топливом производить после остановки двигателя. 
2.7. При  работе автомобиля на этилированном бензине соблюдать следующие правила: 
операции по  приемке,   заправке  автомобиля и перекачке этилированного бензина  производить механизированным  способом, находясь с наветренной стороны автомобиля; 
продувку бензосистемы производить насосом; 
при попадании  этилированного  бензина на руки обмыть их керосином, а затем теплой водой с мылом; 
в случае попадания этилированного бензина в глаза немедленно обратиться за медицинской помощью. 
2.8. Открывать  крышку радиатора следует после охлаждения двигателя, оберегать руки и лицо от ожогов.

3. Требование безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал. 
3.2. Быть внимательным и осторожным  при движении  задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица. 
3.3. Скорость  движения  выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности,  интенсивности и характера движения  транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза. 
3.4. Выполнять требования  безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с "Правилами дорожного движения". 
3.5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер,  исключающих   возможность его   движения  во  время отсутствия водителя. 
3.6. При  ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги,  включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части. 
3.7. Водителю не разрешается: 
управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств; 
выезжать в рейс в болезненном состоянии  или  при  такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения; 
передавать управление автомобилем посторонним лицам; 
выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя; 
подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов; 
протирать двигатель ветошью смоченной бензином и  курить в непосредственной  близости  от  системы  питания двигателя и топливных баков. 
3.8. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения,   или  ремонт, затянуть  рычаг  стояночной тормозной системы и включить первую передачу.  Вывесить на рулевое колесо табличку  "Двигатель не пускать! Работают люди!" 
3.9. При ремонте автомобиля содержать  рабочее место  в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару. 
3.10. Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально,   опираться  на  грунт всей плоскостью  подошвы,   головка  домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в  специально  фиксированное  место, при мягком  грунте под домкрат подложить доску,  под остальные колеса подложить башмаки). 
3.11. На разборочно-сборочных  работах  применять  только исправные приспособления  и  инструмент.  Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом. 
3.12. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка. 
3.13. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя. 
3.14. Работы, связанные с  заменой  и  перестановкой  шин, рессор выполнять только  после того,  как автомобиль будет установлен на козелки. 
3.15. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника,  накачивать шины в  предохранительном  устройстве. При накачке  шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Водитель причастный к  дорожно-транспортному  происшествию, вызвавшего  несчастный  случай  (наезд  на  людей или столкновение с другим транспортным средством),  должен  немедленно сообщить  в  органы ГИБДД,    диспетчеру; оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, принять меры к  сохранению  обстановки происшествия (аварии)  до прибытия ГИБДД, если это не создает опасности для окружающих. 
4.2. Неисправную машину брать на буксир при помощи специальных приспособлений можно после разрешения инспектора ГИБДД.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После  возвращения  с линии совместно  с   механиком транспортного отдела  проверить автомобиль. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем  неисправностей, подлежащих устранению. 
5.2. Сдать путевой лист диспетчеру или ответственному лицу.